Минтимер Шаймиев: "Если мы умные, мы должны стать богатыми"
6 февраля 2004 года
Президент сразу рассказал, что такое инкубатор: "В инкубаторе выводят цыплят. И чем меньше срок достижения привеса, тем лучше показатели инкубатора". Первый вице-премьер Равиль Муратов, который у нас главный по таким учреждениям, признал это президентское определение "очень доступным" и открыл экскурсию.
- Ну, посмотрим, что тут за цыплята, - сказал мне председатель административного совета ТПП РТ Александр Таркаев (он же - лидер избирательного списка СПС). Минтимер Шаймиев обернулся и поприветствовал его восклицанием:
- Как правые силы?
- Они... правые! - исчерпывающе ответил г-н Таркаев. Президент возражать не стал, хотя у него, как известно, есть на примете другая политическая сила, которая считается правой во всех отношениях. Просто у президента по случаю открытия "нового явления" было очень хорошее настроение, а в хорошем настроении кажется, что все симпатичные люди по-своему правы.
По мере того, как экскурсия переходила из комнаты в комнату (из офиса в офис), настроение президента все улучшалось. Он не стал возражать и тогда, когда в комнате за табличкой "Энергосбережение" один гражданин зарубил полюбившуюся президенту цыплячью аналогию: "Моя группа состоит из молодых орлов, а я являюсь их руководителем. Научным". Орлы так орлы, лишь бы прок был.
В комнате за табличкой "Биотехнологии" Шаймиеву рассказали про препарат, который уже опробовали в Апастовском районе на 300 телятах - и во всех случаях получили просто потрясающие какие-то результаты. Причем президент озаботился корректностью опыта:
- Телята были в одинаковых условиях?
А ему в ответ выдали еще один потрясающий факт: чем хуже были условия, в которые помещали испытуемых существ - тем лучше было действие препарата! Совершенно очевидно, что этот препарат ждет большое будущее.
Многообещающие задатки экскурсанты обнаружили и у следующего бизнес-плана - производства плазмотронов, способных без шума и металлической пыли резать даже особо прочные стальные листы толщиной 250 мм. Причем в любом месте, поскольку агрегаты - переносные.
- Возможно, проблемы будут с правоохранительными органами, - с непроницаемым видом пошутил гендиректор технопарка Денис Муратов (по ходу экскурсии он стремительно терял свой респектабельный акцент шведского подданного).
- Нам это и в голову не приходило... - растерянно выговорил разработчик, представив криминально-прикладной аспект.
- Ну, это же не вы, а мы отвечаем за коммерциализацию вашей идеи, - продолжал шутить Денис Муратов.
- Хорошо, что Богачев не слышит, - президент подхватил шутку о переносных плазмотронах и денежных сейфах.
- Да нет, - усомнился глава Татнефтехиминвеста Рафинат Яруллин, - так в сейфе все деньги сгорят!
Его, впрочем, тут же убедили, что воздействие хитрого аппарата - сугубо местное, и то, что прячется за толстой стальной дверцей, при таком воздействии нисколько не пострадает... Пора было как-то уже закруглять этот турнир рискованного остроумия, и это сделал Равиль Муратов:
- Ничего, мы им тут сейф поставим. Учебный. Пусть режут.
При знакомстве с бизнес-идеей производства оборудования для быстрой заморозки пищевых продуктов неожиданно остро встал вопрос эстетики. Минтимер Шаймиев рассказал, что в "Рамсторе" не хотят продавать местную картошку, потому что "некрасивая". Она вкусная, но - некрасивая.
- А мы ведь привыкли сначала видеть красоту... - объяснил Шаймиев.
- ...а потом уже - языком, - подхватил молодой "криогенщик".
- Ну, это кто чем... - заметил умудренный жизнью президент.
Переговариваясь таким увлекательным манером, официальные лица перетекли в конференц-зал. Только уселись за стол переговоров, как оказалось, что здесь подготовлен еще один технический сюрприз - но уже не в идеальной форме, а практически готовый к употреблению. Это был автомат для приема платежей - коммунальных, налоговых, гаишных, штрафных... - какие, по утверждению Дениса Муратова, уже можно с 1 июля устанавливать практически везде, где только есть электрическая розетка. Достаточно нажать все необходимые кнопки, вложить в аппарат купюру - и все, ваши денежки, считай, в банке. Только за сдачей извольте к живому кассиру - автомат, обученный выдавать сдачу, слишком дорого обойдется бюджету.
Тут Рустам Минниханов, очевидно, решил получить редкий сувенир. Все уже ахали на другую техническую игрушку - "суперсовременный детектор валют", а премьер тихонько набрал на платежном аппарате свои инициалы, скормил агрегату сотенную купюру и первым в Татарстане получил чек об уплате услуг ЖКХ "продвинутым" способом. Тем самым г-н Минниханов проиллюстрировал процесс, обратный инкубаторскому. Инкубатор, как мы помним, должен из умных делать богатых, а премьер ненавязчивым личным примером показал, что богатый может быть умным...
Потом он перешел к денежному детектору, быстро надорвал два червонца и вложил их в середину толстой пачки червонцев. По идее, детектор должен был отбраковать испорченные премьером червонцы. Машина заработала. Когда она остановилась, в лотке для порченых купюр "миннихановских" червонцев не было... Их вообще не было!
- Минниханов денежный станок сломал! - со смехом вскричал президент.
Тогда премьер расписался на купюре и снова замаскировал ее в пачке (такие купюры детектор должен помещать в лоток для "сомнительных"). Машина заработала и... "миннихановский" червонец снова исчез! Вот и не верь после такого в финансовый гений нашего премьера...
Марина ЮДКЕВИЧ, "Вечерняя Казань"